Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
^Наверх
  
  
  
Get Adobe Flash player

Навигация по сайту:

Мы ВКонтакте

Ссылки

QUAR код ВК

QR КОД в ВК МБДОУ "Детский сад   № 50 "Дюймовочка" 

  QUAR код Телеграммм канала 1       

                                                          QR КОД в телеграмм канал МБДОУ "Детский сад   № 50 "Дюймовочка"

 

1

2

3

Министерство образования и науки Нижегородской области

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И

НАУКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

Министерство просвещения Российской Федерации

Версия для слабовидящих

Страничка учителя-логопеда

Страничка учителя-логопеда (58)

Многих родителей удивляет, а порой и пугает, когда в процессе занятий по развитию речи логопед предлагает пройти неврологическое обследование. Это действительно может вызывать опасения, казалось бы, при чем тут развитие речи или работа над произношением звуков и запись к неврологу? Тем не менее, эти вопросы могут быть взаимосвязаны, и отказываться или бояться консультации у детского специалиста не стоит, не надо избегать записи к неврологу (это легко осуществить по телефону, через интернет). Консультация врача поможет понять, есть ли у детей особенности развития, которые мешают

Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Поэтому еще в дошкольном возрасте необходимо формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи; развивать мелкую моторику рук; ориентировки в пространстве; развивать все психические процессы; готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.

Для предупреждения дисграфии предлагаем игры и задания:

  • Звонкий или глухой? Картинки, названия которых начинаются с глухого звука [П] положи в домик без звоночка, а картинки, названия которых начинаются на звонкий звук [Б] клади в домик со звоночком.

Слого-звуковой анализ слова:

Пример слово МАЛИНА      ( 1 слово),

ма – ли – на  (слово состоит из 3 слогов) – поставьте ладонь под подбородок и позовите слово (сколько раз откроется рот, столько и слогов) МА-ЛИ-НА  слоги обозначаем желтыми полосками.

Слоги делятся на звуки:

гласные                                             согласные

(в ротике нет преграды)              (есть преграда: губы, зубы, язык)

МА – звук М – согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, звук А – гласный, обозначаем красным цветом.

ЛИ – звук Л – согласный, мягкийй, обозначаем зеленым цветом, звук И – гласный, обозначаем красным

НА - звук согласный, звонкий, твердый, звук А - гласный

Твердость/мягкость – определяется на слух.

Глухость/звонкость – на

Понедельник, 20 февраля 2023 05:41

Как интересно...(учитель-логопед Морозова О.А.)

Автор

Уважаемые родители, предлагаем вам поиграть с ребенком в интересную игру «ОН, ОНА, ОНИ, ОНО».

Правила игры заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами. Карточки размещаются на специальном поле - домике, отдельным для каждого рода.

Детям предлагается разложить картинки в домики под названием "Он", "Она", "Оно","Они". Картинки про которые можно сказать "мой" ребенок кладет в домик под названием "Он", картинки про которые можно сказать "моя" - в домик "Она", "моё" - "Оно", "мои" - "Они".

Расскажите, вашему ребенку игра понравилась?

1 naruchenia

Причины речевых нарушений

  • Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.
  • Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
  • Различные заболевания впервые годы жизни ребенка.

В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа.

Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

  • Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
  • Наследственные факторы.

В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

  • Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Отрицательное воздействие на формирование речи может оказать неправильная языковая среда, в которой воспитывается ребенок, дефекты речи взрослого (родителей, воспитателей…), ограниченное языковое общение с ребенком. Беседы, чтение, ответы на вопросы, совместные игры, где ребенок, подражая взрослому, развивает и совершенствует свою речь, – если в семье этого нет или присутствует в ограниченном объеме, то у ребенка формируется задержка речевого и психического развития. Плохое воздействие на развитие речи детей раннего возраста (от 1 года до 4 лет) оказывает телевидение, если оно заменяет общение с близким человеком (мать, отец, брат, сестра, бабушки, дедушки). Ребенок при просмотре телепередач занимает пассивную позицию, принимает информацию (хорошо, если положительную), сам не участвует в игре, в сказке, не может задать вопроса – он молчит.

Чем больше он «общается» с телевизором, тем больше он молчит, тем более тормозится его речевая активность. Для детей более старшего возраста (5-7 лет) длительные телевизионные просмотры также вредны для формирования речи, так как самый активный период речевого развития происходит до 7 лет. Выбирайте для своего ребенка телепередачи и видеофильмы сами. Смотрите с ним, поясняйте и рассуждайте вместе. Ограничивайте телевизионное общение во времени (от 15 минут до 1 часа): или один фильм, или одна сказка.

Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Уважаемые родители! В процессе работы вашего ребенка с учителем-логопедом, вы можете встретиться с разными непонятными терминами. Для того, чтобы работа была продуктивнее, предлагаю познакомиться с некоторой терминологией.

Автоматизация (звука) –этап при коррекции неправильного

Профилактика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска.

Путем специальных воздействий на детей во многих случаях удается предотвратить или затормозить появление у них различных отклонений от нормы, в частности речевой патологии.

 Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с

При организации образовательной деятельности используются следующие формы работы:

 фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия;·

 индивидуальные коррекционные занятия.·

На фронтальных (подгрупповых) занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скорректированы на индивидуальных занятиях. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала. Индивидуальные занятия направлены

Слово «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: оно означает, во – первых, грамматический строй языка, во – вторых, науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи рассматривает вопросы усвоения детьми в речевой практике именно грамматического строя языка.

        Грамматический строй речи – это умение словоизменять и словообразовывать слова. Т.е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами.

        Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития.

Грамматический строй языка ребёнок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих людей дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают

О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых ребёнок растёт и развивается.

Детям с недоразвитием речи значительно сложнее выражать связность своих мыслей как в устной, так и, в будущем, в письменной речи (возникают нарушения письма различной тяжести). Им трудно поддерживать диалог со

Многих родителей интересует: когда и как ребенок должен начать произносить звуки и говорить, когда нужно обратиться за помощью к специалистам?

Ребенок начинает произносить не все звуки сразу, какие-то удаются

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и

Проблема обращения к такому специалисту, как детский учитель-логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед

У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая

Предлагаем вашему вниманию серию игр, способствующих развитию фонематического слуха.

ЧАСТЬ 1.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха
Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).

Четвертый лишний

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах логопед может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.

Выдели слово.

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. Какой звук есть во всех словах? Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах?

Подумай, не торопись.

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол».

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр (воробей, грач…)

- Подбери слово, чтобы первый звук был «к», а последний – «а».

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и.т.д.

Вариант 2:

То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации. Шутки – минутки. Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры:

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Божья коробка, полети на небо,

Принеси мне хлеба.

Начало, середина, конец

(развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).
Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками. Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.

 

Детёныши животных

Детёныши животных, порой, имеют не очевидные названия, и, возможно, вы даже задавались вопросами вроде:

  • Как называется хорек женского пола?
  • Как называется самка оленя, глухаря, жирафа, павлина, дятла, кабана?
  • Как называется детеныш тюленя, моржа, лебедя, овцы, лося, барсука?
  • Как называется самец утки, белки, кукушки, свиньи, пантеры?
  • Какое название у детенышей животных? Например, слонов, орлов и так далее.

Словом, в этой статье мы собрали названия самок — мам, самцов — пап, а также названия детенышей животных, в числе которых звери (они же  млекопитающие), птицы, рыбы, насекомые, пресмыкающиеся и земноводные.

Собранный материал представлен в виде таблицы с 4-мя столбцами. Первый столбец — название самца, 2-ой — название самок, 3-й — название детеныша животного, и в последнем столбце — название детеныша животного во множественном числе.

Отметим также, что существуют как разговорные названия,

которые допустимы в речи, но использовать их в научном докладе,

или при подготовке сочинения, будет не правильным.

Названия детенышей животных

Родители

Детёныш (ребёнок) в единственном числе

Детеныши во множественном числе

Отец (самец)

Мать (самка)

Баран

Овца или овечка

Ягнёнок

Ягнята

Морж

Моржиха

Моржонок

Моржата

Жираф

Жирафа, в разговорной речи встречается название — жирафиха.

Теленок, так называют всех детенышей парнокопытных животных, но встречается также жирафёнок.

Телята или в разговорной речи — жирафята.

Лось

Лосиха

Лосёнок

Лосята

Тюлень

Самка тюленя; в разговорной речи можно встретить название тюлениха.

Белёк, а в научной литературе детеныша тюленя принято называть щенком.

Бельки, а в научной литературе детенышей тюленя принято называть щенками.

Барсук

Барсучиха

Барсучок

Барсучки

Зебра

Зебра

Жеребёнок

Жеребята

Еж

Ежиха

Ежонок

Ежата

Олень

Правильно — оленуха (Толковый словарь Ожегова), а не олениха, как может показаться. В словаре Ефремовой также встречается название ланка.

Оленёнок

Оленята

Дикий северный олень или сокжа — так называют северного оленя народы, населяющие тундры.

Дикая самка северного оленя или важенка.

Олененок до года зовется «неблюй» или «неплюй», а только родившийся малыш называется — «пыжик» .

Оленята до года зовутся «неблюи» или «неплюи», а только родившиеся — «пыжики».

Змей

Змея

Змееныш

Змееныши

Носорог

Самка носорога

Телёнок, в разговорной речи также встречается носорожик.

Телята, в разговорной речи — носорожата.

Хряк — самец свиньи. Потомок кабана. Можно также встретить борова, но боров же не может воспроизводить потомство, так как это кастрированный хряк.

Свинья

Поросёнок

Поросята

Самец рыси

Рысь

Рысёнок или котенок, так как рысь из семейства кошачих.

Рысята или котята.

Жеребец (Конь)

Лошадь (Кобыла)

Жеребёнок

Жеребята

Страус

Страусиха

Страусёнок

Страусята

Лебедь

Лебедушка

Птенец, а в простой разговорной речи его называют лебедёнок или лебедыш.

Птенцы, лебедята.

Самец панды

Панда

Детеныш панды, медвежонок панды, так как панда относится к семейству медвежьих. Можно встретить названия «панденок» или «панденыш», но в научной литературе термины не используется – только в просторечии. Когда детеныш панда немного подрастает, его начинают называть маленькой пандой.

Детеныши панды, медвежата панды.

 

Рыба

Малёк

Мальки или молодь

Крокодил

Крокодилица

Крокодильчик

Крокодильчики

Енот

Правильно будет самка енота, но также можно встретить названия енотиха или енотка.

Щенок

Щенки

Орел

Орлица

Орленок

Орлята

Самец обезьяны

Обезьяна

Детёныш обезьяны, а в разговорной речи детеныша обезьяны можно назвать «обезьянкой».

Детеныши обезьяны

Бык

Корова

Телёнок

Телята

Кит

Самка кита, китиха

В научных изданиях употребляют либо словосочетание «детеныш кита», либо «теленок», в разговорной речи можно встретить китёнок.

Детеныши кита, телята, китята

Самец белки

Белка

Бельчонок

Бельчата

Леопард

Самка леопарда

Котёнок

Котята

Осёл

Ослица

Ослёнок

Ослята

Волк

Волчица

Волчонок

Волчата

Самец жабы

Жаба

Жабёнка (женский род), жабёнок (мужской род) по словарю Даля

Жабёнки

Бегемот (гиппопотам)

Бегемотиха

Детёныш бегемота, а еще можно также назвать малыша бегемотиком. Также отметим, что бегемоты относятся к семейству парнокопытных. На научном языке детёнышей всех парнокопытных называют телятами.

Детёныши бегемота, телята

Лис

Лиса, лисица

Лисенок

Лисята

Нерпа (разновидность тюленя)

Нерпа

Белёк (белек), а в научной литературе детенышей нерпы принято называть щенками.

Бельки, а в научной литературе детенышей нерпы принято называть щенками.

Кенгуру

Кенгуру

Кенгурёнок

Кенгурята

Козёл

Коза

Козлёнок

Козлята

Верблюд

Верблюдица

Верблюжонок

Верблюжата

Песец

Самка песца

Детеныш песца, но можно назвать и щенком, так как песец – млекопитающее семейства псовых, а щенком называют детеныша не только собаки, но и волка, лисы и других псовых.

Детеныши песца или щенята

Самец черепахи

Черепаха

Черепашонок

 

Морской котик

Самка морского котика

Щенок

Щенки

Самец куницы

Куница

Щенок

Щенки

Голубь

Голубка

Птенец голубя, в разговорной речи встречается голубёнок.

Птенцы голубя, в разговорной речи — голубята.

Гусак (Гусь)

Гусыня

Гусёнок

Гусята

Слон

Слониха

Слонёнок

Слонята

Самец сороки

Сорока

Сорочонок

Сорочата

 

Ласточка

Птенец ласточки. В словаре Даля встречается название ластушёнок.

Птенцы ласточки.

Лев

Львица

Львёнок

Львята

Самец мыши — разговорный вариант

Мышь

Мышонок

Мышата

Самец пантеры

Пантера

Котёнок, так как пантера из семейства кошачьих. В разговорной речи иногда можно встретить: пантерёнок или пантерчик.

Котята

Самец лягушки

Лягушка

Головастик (личинка лягушки, появляющаяся из икринки). После процесса метаморфозы он становится лягушонком. Лягушонок — молодая лягушка.

Головастики, лягушата

Дельфин

Самка дельфина

Дельфинёнок согласно толковому словарю Ефремовой от 2000 года.

Дельфинята

Пёс

Собака

Щенок

Щенки

Соболь

Самка соболя

Щенок, в разговорной речи также используется соболёнок.

Щенки

Ворон

Самка ворона (ударение на 1 слог — вОрона) или вороница

Воронёнок или птенец ворона.

Воронята или птенцы ворона.

Самец вороны или вран

Ворона

Птенец вороны, воронёнок.

Птенцы вороны, воронята.

Аист

Аистиха в разговорной речи.

Аистёнок

Аистята

Гепард

Самка гепарда

Котёнок, так как гепард из семейства кошачьих.

Котята

Самец акулы

Акула

Акуленок

Акулята

Заяц

Зайчиха

Зайчонок

Зайчата. А вообще потомство у зайцев бывает 3 раза в году. Первый выводок в конце марта. Они называются — «настовики», второй выводок рождается в июне, и их называют «колосовики» и «травники». Осенних зайчат называют «листопадники «, и появляются они в сентябре. Таким образом, поздние зайчата называются «листопадниками».

Тигр

Тигрица

Тигрёнок

Тигрята

Самец красной панды

Красная панда

Детеныш панды или детеныш малой (красной, рыжей) панды

Детеныши панды или детеныши малой (красной, рыжей) панды

Самец кукушки, а названия вроде: кукун, кукуш, кукушок, кукушон являются не верными.

Кукушка

Кукушонок

Кукушата

Самец косули, а алтайцы его называют куран или гуран. Охотники называют самца косули — козёл.

Косуля или козуля. Также можно встретить у алтайцев название самки — керекшин. А в некоторых местах используется название — коза.

Косуленок в словаре Ефремовой.

Косулята

Ящер

Ящерица

Ящеренок

Ящерята

Самец цапли

Цапля

Птенец цапли

Птенцы цапли

Хорек

Самка хорька

Щенок

Щенки

Самец антилопы

Антилопа

Теленок, хотя в разговорной речи можно встретить такие названия как «антилопыш», «антилопик» или «антилопченок», которые в литературной речи не следует употреблять.

Телята

Самец лани

Лань

Теленок

Телята

Самец косатки

Косатка, иногда можно встретить написание касатка, но правильный вариант все же косатка.

В разговорной речи можно использовать касатёнок, точнее косатёнок, а вообще детенышей косатки так и называют — детеныш косатки.

Детёныши косатки

Скворец

Самка скворца

Скворчонок

Скворчата

Самец норки

Норка

Щенок

Щенки

Индюк

Индюшка, а в приготовленном виде, например, пожаренная будет индейка.

Индюшонок

Индюшата

Пингвин

Пингвиниха

Пингвинёнок

Пингвинята

Самец гориллы

Горилла

Гориллёнок

Гориллёнок

Самец ласки

Ласка

Щенок

Щенки

Суслик

Самка суслика, а варианты вроде суслиха, сусличка, суслячка — являются не верными.

Детеныш суслика. А название вроде сусличенок является не верным.

Детеныши суслика

Крот

Самка крота, но в разговорной речи допускается кротиха.

Кротенок или кротыш в соответствие со словарем Даля.

Кротята

Воробей или уменьшительно-ласкательное к воробей — воробушек, воробьишко

Воробьиха — по словарю Ожегова

Воробьёнок или в разговорной речи воробушек или воробьишко и даже можно встретить воробьёныш.

Воробьята

Самец выдры

Выдра

Щенок

Щенки

Кролик

Крольчиха

Крольчонок

Крольчата

Журавль

Самка журавля, журавлиха, журавушка

Журавленок

Журавлята

Белый медведь

Белая медведица

Медвежонок

 Медвежата

Самец галки

Галка

Галчонок

Галчата

Грач

Грачиха

Грачонок

Грачата

Буйвол

Буйволица

Буйволёнок

Буйволята

Медведь

Медведица

Медвежонок

Медвежата

Петух

Курица

Цыплёнок

Цыплята

Бурундук

Бурундучиха

Бурундучонок

Бурундучата

Кот

Кошка

Котёнок

Котята

Селезень

Утка

Утёнок

Утята

Бизон

Бизониха

Телёнок

Телята

Бобёр он же бобр, но слово «бобр» означает самого животного, а вот «бобёр» — мех этого красивого животного. Бобр используется в научной литературе, а бобёр в разговорной.

Бобриха

Бобрёнок

Бобрята

Козёл

Коза

Козлёнок

Козлята

Самец синицы

Синица

Птенец синицы, в разговорной речи встречается — синичонок

Птенцы синицы, в разговорной речи используется также — синичата

Дятел

Самка дятла

Птенец дятла, в зоологии используется дятлёнок

Птенцы дятла, зоологи используют — дятлята

Кабан

Кабаниха

Кабанёнок

Кабанята

Мамонт

Мамонтиха или самка мамонта

Мамонтёнок

Мамонтята

Дрозд

Самка дрозда или же дрозд самка. В разговорной речи встречается — дроздиха.

Птенец дрозда, в разговорной речи — дроздёнок.

Птенцы дрозда

Выхухоль или хохуля

Самка выхухоля

Детеныш выхухоли, в разговорной речи выхухолёнок.

Детеныши выхухоли, в разговорной речи — выхухолята.

Теретев, косач, он же полюх.

Самка тетерева, также можно встретить названия — тетёрка, косачиха, самка косача, курочка.

Птенец тетерева

Птенцы тетерева, народное название – поршки.

Самец совы, у охотников используется название — совин.

Сова

Совёнок

Совята

Самец куропатки. Орнитологи самца называют петух, охотники — куропач. Среди местных названий встречаются названия: барабанщик, питун.

Куропатка, также существуют множество местных названий: курочка, куропать, куропатка, белый тетерев, таловка, ольховка, березовка.

Птенец куропатки

Птенцы куропатки

Скунс

Самка скунса

Щенок, в разговорной речи — скунсенок

Щенки

Муравьед

Самка муравьеда, в разговорной речи — муравьедиха

Детёныш муравьеда

Детёныши муравьеда

Гриф

Самка грифа

Птенец грифа

Птенцы грифа

Тукан

Самка тукана

Птенец тукана

Птенцы тукана

Тапир

Самка тапира

Жеребенок или детеныш тапира

Жеребята или детеныши тапира

Самец носухи или самец коати

Носуха, научное название — коати.

Детёныш носихи или детёныш коати

Детёныши носихи или детёныши коати

Сурикат

Самка суриката, в разговорной речи сурикатиха

Детеныш суриката, в разговорной речи — сурикатёнок.

Детёныши суриката, в разговорной речи — сурикатята.

Тамарин или сагуин

Самка тамарина

Детеныш тамарина

Детеныши тамарина

Шакал

Самка шакала

Щенок или детёныш шакала

Щенки или детёныши шакала

Горностай

Самка горностая

Детеныш горностая

Детеныши горностая

Зубр или европейский бизон

Самка зубра, еще ее называют — корова, в разговорной речи — зубриха.

Теленок или детеныш зубра, в разговорной речи — зубренок.

Телята или детеныши зубра, в разговорной речи — зубрята.

Самец летучей мыши

Летучая мышь

Щенок или детеныш летучей мыши

Щенки или детеныши летучей мыши

Снежный барс, ирбис или снежный леопард

Самка снежного барса или самка ирбиса или самка снежного леопарда

Котенок или детеныш снежного барса, или детеныш ирбиса, или детеныш снежного леопарда

Котята или детеныши снежного барса, или детеныши ирбиса, или детеныши снежного леопарда

Тушканчик

Самка тушканчика, в разговорной речи иногда можно встретить тушканчиха

Детеныш тушканчика. Также на просторах интернета можно встретить название — тушканёнок. Этот вариант можно считать разговорным.

Детеныши тушканчика, в разговорной речи — тушканята.

Хомяк

Самка хомяка, хомячиха.

Детеныш хомяка, а в разговорной речи — хомячонок.

Детеныши хомяка, в разговорной речи — хомячата.

Як. Тибетцы его называют г-як.

Самка яка. Тибетцы самку яка называют — дри.

Теленок, детеныш яка или ячёнок.

Телята, детеныши яка или ячята.

Самец цапли

Цапля

Птенец цапли

Птенцы цапли

Чайка-самец или самец чайки. И никаких чайк или чаек!

Чайка

Птенец чайки, чабар (устаревший вариант из словаря Даля). В разговорной речи можно встретить — чаёныш. Также птенца чайки называют — кавыш. Это название также применимо к гусятам и утятам, но используют его очень редко.

Птенцы чайки, чабары, кавыши.

Самец щуки, а в Украине самец щуки называется — щупак.

Щука

Щурёнок, детеныш щуки, также существует название щукленок.

Щурята, детеныши щуки. В сказке «По щучьему велению» встречается название щукенятушки.

Фе́нек или фенёк или самец-фенек

Самка-фенек

Щенок фенека или детеныш фенека

Щенки фенека или детеныши фенека

Самец газели

Газель

Детёныш газели, разговорный вариант — газеленок

Детёныши газели, разговорный вариант — газелята

Попугай

Самка попугая, разговорный вариант — попугаиха

Птенец попугая, разговорный вариант — попугаёнок, попугайчонок

Птенцы попугая, разговорный вариант — попугайчата

Самец ехидны

Ехидна

Детеныш ехидны, в английском языке детенышей ехидны называют словом паггл, что в переводе на русский означает «милашка» или «симпатяшка», также название паггл является зоологическим названием. В разговорной речи можно встретить название — ехиднёнок.

Детеныши ехидны, в разговорной речи — ехиднята.

Утконос

Самка утконоса, в разговорной речи — утконосиха.

Детеныш утконоса. В разговорной речи можно встретить название – утконосик, которое является уменьшительно-ласкательным к названию утконос.

Детеныши утконоса, в разговорной речи — утконосики.

Снегирь, в народе их называют пересмешниками.

Самка снегиря, в разговорной речи — снегириха, в народе их также встречается название самка-снегурка.

Птенец снегиря, в разговорной речи — снегирёнок.

Птенцы снегиря, в разговорной речи — снегирята.

Королёк

Самка королька

Птенец королька

Птенцы королька

Перепёл

Перепёлка

Птенец перепелки

Птенцы перепелки

Стриж

Стрижиха — в разговорной речи.

Стрижонок — в разговорной речи.

Стрижата — в разговорной речи.

Окунь

Самка окуня

Окунёнок — в разговорной речи

Окунята

detsadПредлагаем вам игры, задания и упражнения, которые способствуют речевому развитию: формируют звуковую культуру речи, обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, развивают связную речь. 

1. Игра «Один – много»

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа в множественное число.

Ход игры: Вы называете один  предмет, а ребёнок – много (на картинках, в книге, вокруг…).

Огурец – огурцы, яблоко – яблоки…, Груша… Дыня… Дом… Цветок… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…Конь… Мальчик…и т.п.

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки (реальные предметы), где изображено много предметов (мн. число), а ребёнку необходимо назвать предмет в ед. ч.

2. Игра «Почини предмет»

Цель: Закрепление форм именительного и родительного падежа.

Ход игры: Взрослый спрашивает, без чего не может быть предмет? Что починим?

Машина не может ездить без колеса. Машине нужно починить колесо.

Стул не может стоять без ножки. Стулу нужно починить ножку.

3. Игра «Накорми животное»

Цель: Закрепление форм дательного падежа

Ход игры: Как ты думаешь, кому какая еда нужна? Кому мы что дадим?

(можно с картинками, с книгами, при посещении зоопарка и. т.п.)

Ребёнок должен правильно составить фразу.

ВАЖНО: обращать внимание ребёнка на изменения в окончаниях слов.

«Зебре дадим – траву» или «Траву дадим – зебре» и т. д.

hello

Что такое грамматический строй речи и как его развивают?

Грамматика (др.-греч. γραμματική от γράμμα — «буква») как наука является разделом языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов). Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил. Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. В дошкольном возрасте дети должны овладеть навыками согласования слов в предложении, словообразования и морфообразования, употребления предлогов.

Сначала дети учатся образовывать форму единственного и множественного числа имен существительных (яблоко – яблоки – много яблок), а также уменьшительно-ласкательную форму имен существительных (хвост – хвостик, мост – мосточек).

С помощью наводящих вопросов взрослый помогает ребенку научиться употреблять в речи имена существительных в различных падежных формах:

У меня большой красный … (карточка – мяч).

А у Вани нет большого красного … (мяча).

Я дам Ване большой красный … (мяч).

Мы с Ваней будем играть большим красным … (мячом).

Дошкольники должны овладеть навыками согласования слов в роде числе и падеже: красный мяч, красная лента, красное яблоко, красные туфли; стеклянный стакан, стеклянная тарелка, стеклянное блюдо, стеклянные шары.

Образование относительных имен прилагательных довольно сложно для малышей. Их нужно учить образовывать относительные имена прилагательные от имен существительных (из дерева – деревянный, из сливы – сливовое, река – речной), и даже от словосочетаний (пять лет – пятилетний, два этажа – двухэтажный); образовывать краткую форму качественных имен прилагательных (большой – больше); образовывать притяжательные имена прилагательные (лисий хвост, медвежья сила).

Особое внимание следует уделить овладению дошкольниками спряжением глаголов по лицам (я иду, ты – идешь, он – идет); числам (я плыву, мы плывем, они плывут); изменение времени глаголов ( я пишу – я писал – я напишу – я буду писать).

Взрослому следует добиваться от ребенка полных ответов распространенными предложениями с предлогами. Сначала дети овладевают простыми предлогами (в, на, под), затем сложными (из-за, из-под), а также пространственными наречиями.

  

Лето для детей – это долгожданный праздник и самый продуктивный период в жизни каждого ребенка. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.

В то же время нельзя

Особую роль в развитии речи дошкольников играет работа по речевой подготовке детей к школе в условиях семьи.

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет в кругу семьи, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т.д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх, не забывая об основных правилах и принципах успешных занятий:

  • создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
  • проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Используйте для занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, — дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор…» — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья…» Если к шести годам ребенок хорошо усвоил названия основных цветов, значит, можно познакомить его и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло- коричневый и т. д.).

Когда вы вместе с

  

Чуть ли не с младенчества ребёнок начинается увлекаться окружающим миром. Малыш активно развивается и растёт. В этом процессе на помощь ему должны прийти не виртуальные стимулы, а реальные объекты. Игрушки, которые можно потрогать, растения, которые можно понюхать, рассказы родителей, которые можно услышать.

Специалисты считают, что лучше детей знакомить с различными девайсами после трех лет. В этот период у малыша формируются осознанные действия. Но необходимо сократить общение с телефоном или айпадом. Ребёнку 3-4 лет хватит не более часа в день, ребёнку 5-6 лет – не более двух часов в день.

ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Самое отрицательное влияние гаджетов на

  

Формирование графомоторных навыков следует проводить по следующим направлениям:

  1. Формирование тонкокоординированных движений кистей руки и пальцев рук – развитие мелкой моторики; 

Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук. Мелкая моторика развивается у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода: 

5, 5- 6, 5 мес. – начинает брать предметы, 

6, 5-7, 5 мес. вращение кистью с игрушками.

К 11мес. совершенствование кистевого и пальцевого праксиса. 

1г-1, 5г. – попытки рисовать «как попало».

1, 5 – 2г – появляется тонкая моторика, ребенок опускает предметы в маленькие отверстия.

В . появляются двигательные автоматизмы (пытается резать бумагу).

 3-4г. – режет бумагу, рисует. Происходит латерализация (определение ведущей руки). 

В 5-6лет появляется способность обводить клетки. 

6-7лет – готовность к навыкам письма.

Поэтому работу по развитию

        

Все чаще можно услышать и от учителей, и от родителей  «Пишет медленно, неуверенно; строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».

Это явление далеко неслучайное. Причины его уходят своими корнями  в дошкольный период развития.  

Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста:

  • слабо развиты мелкие мышцы кисти руки,
  • несовершенна координация движений,
  • не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев,
  • низкий уровень выносливости мышц к статическим нагрузкам.
Страница 1 из 3
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?